Организация экзаменов
1.Выпускной экзамен по математике проводится в письменной форме, начинается в 9 часов.
2.За период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускного экзамена по математике отводится 4 астрономических часа с момента доведения текстов заданий до выпускников.
3.Экзаменационная работа выполняется на русском или белорусском языке, в зависимости от того, на каком языке велось преподавание предмета.
4.При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения общего среднего образования для выполнения письменной работы и черновых записей. Желательно учащимся выдавать не менее двух двойных листов бумаги, вложенных один в другой, и столько же на черновик. На листах обязательно должны быть поля.
5.Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования объявляются по телевидению и радио (в аудитории, где проходит экзамен, обязательно должен быть телевизор или радио).
6.После озвучивания текста экзаменационной работы выходить из аудитории нельзя.
7.Один из членов экзаменационной комиссии делает ксерокопии текстов экзаменационной работы в двух вариантах по количеству учащихся в классе, другой - подписывает экзаменационные работы с учениками. Образец подписи экзаменационной работы необходимо записать на доске.
8.Титульный лист экзаменационной работы по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования оформляются следующим образом:
На оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения экзамена(например: 05 июня 2014 года).
От штампа учреждения образования пропускается 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:
Экзаменационная работа
по математике
учащегося 9 «А» класса
Иванова Сергея Петровича
или
Экзаменацыйная работа
па матэматыцы
вучня 9 “Б” класа
Кавалевіча Андрэя Мікалаевіча
В конце записи точка не ставится.
На середине первой строки внутренней стороны титульного листа записывается номер варианта (например: 1 вариант, 2 вариант)
Подпись черновика:
Пишется слово «черновик» и фамилия ученика.
9.Экзаменационная работа по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования состоит из 10 заданий в двух вариантах (по 2 задания на каждый уровень усвоения учебного материала).
10.Независимо от количества учащихся, сдающих экзамен по математике, задания выполняются в двух вариантах.
11.Требования к оформлению экзаменационных работ по математике:
Оформление записей при решении математической задачи может быть разным. Никаких специальных требований к оформлению решений не должно предъявляться. Ни в одном учебном пособии не дан обязательный для воспроизведения всеми учениками стандартный образец записи решения какого-либо задания и необходимых к нему пояснений. При объяснении учебного материала, при ознакомлении учащихся с новыми методами решения задач учителю необходимо показывать образцы оформления записей. Важно, чтобы ученики видели различные способы ведения записей, каждый из которых является достаточно грамотным и правильным. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Степень детализации выкладок и теоретических обоснований определяется в каждом конкретном случае характером задания, способностями ученика, уровнем его математической подготовки.
Единственное требование к решению задачи - это его математическая правильность и обоснованность. В соответствии с этим текст решения должен быть оформлен достаточно подробно и разборчиво. Важно, чтобы в записях были выделены основные этапы выполнения задания, соблюдалась их логическая последовательность.
Общие требования культуры ведения записей в экзаменационной работе:
-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
-Всякая новая мысль начинается с красной строки.
-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.
Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.
-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.
-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.
-Сильно не увлекаться использованием математической символики.
-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.
-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.
Требования к оформлению решений математических задач
Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок. Среди математических ошибок различают существенные (грубые) и несущественные (негрубые) ошибки.
При проверке работ следует иметь в виду, что оформление решений может быть разным. Здесь важно, чтобы в записях были видны основные этапы решения и логика. Не следует стремиться к «идеальному» эталону оформления. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения и объяснять дополнительные построения, если они выполняются.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К существенным (грубым) ошибкамотносятся ошибки, свидетельствующие о том, что ученик не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.
А именно:
а)незнание, непонимание определений основных математических понятий, формулировок теорем, формул, которые предусмотрены программой,
б)незнание сущности математических понятий, математических величин,
в)неумение решать простейшие задания,
г)неумение строить графики элементарных функций,
д)неправильное применение методов, способов, приемов решения практических заданий.
Примеры:
1) ,
2) х 9, х 3 и х -3.
3) sin 2= 2 sin
4) sin (-30) = - sin 30
К несущественным (негрубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся по программе основными, т.е. отдельные ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также грамматические ошибки в написании математических терминов. Такого рода ошибки не приводят к искажению смысла задания и его выполнения и не влияют на ответ.
Например:
-неточность определений, формулировок, теорем, формул;
-недостаточное обоснование существенных утверждений решения;
-исключение без объяснения одного из корней уравнения;
-построение графика линейной функции по трем точкам;
-в окончательном ответе не избавились от иррациональности в знаменателе;
-запись ответа в виде сократимой дроби;
-небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;
-стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки;
-запись ответа в виде сократимой дроби;
-исключение без объяснения корня уравнения;
-изображение отрезка, концами которого являются штрихи;
-график линейной функции построен по трем и более точкам;
-ответ представлен в виде сократимой дроби;
-решение неравенства записано в виде х(0; 8);
-запись: функция возрастает на (1; 2) (7; );
-разорвана черта дроби;
-различные единичные отрезки на осях координат;
-невидимые линии в сечении и изображении фигур нарисованы сплошной линией.
Логические ошибки– это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные нарушением правил и законов логики. Они чаще всего обусловлены неправильным употреблением логических связок «и», «или», «если…, то…», недостаточным осознанием понятий «логическое следование», «логическая равносильность», нечетким пониманием идеи доказательства методом от противного и т.д.
В любой геометрической задаче обязательна краткая запись условия либо словесное введение условия в решение. В большинстве геометрических задач требуется рисунок. Изображение фигуры считается верным, если оно дает однозначное представление о фигуре и позволяет выполнять дополнительные построения.
Обоснованность решения. Пояснительный текст, сопровождающий решение, должен содержать ссылки на аксиомы, теоремы, следствия. Отсутствие обоснований может привести к неверным результатам. Однако важно уметь отличать существенное от несущественного при записи пояснительного текста. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Но должны быть обоснованы отброшенные корни, отсутствие корней, взаимное расположение прямых, построение линейного угла в двугранном угле, расположение основания высоты в пирамиде, положение и форма граней, угол между прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми и т.д. Другими словами надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения задачи, и объяснять дополнительные построения, если они производились.
Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все возможные случаи, если это предполагает условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.
Например:
Если в равнобедренном треугольнике угол 44°, то он может быть и при вершине, и при основании.
Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное решение.
Соблюдение правил правописания. Решение математической задачи не должно содержать орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Если они присутствуют, то они должны исправляться учителем.
12.Полное условие заданий экзаменационной работы выпускниками в работу не переписывается.
13.Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.
14.На выпускные экзамены учащимся (в том числе и учителям) не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
15.На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном.
16.Учащиеся, сдающие экзамен, могут по одному ненадолго выйти с экзамена с разрешения экзаменационной комиссии, сдав работу и черновик. Члены комиссии на черновике фиксируют время отсутствия ученика.
17.Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
18.Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.
19.Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования, проверка осуществляется только красным стержнем. На листах экзаменационных работ, напротив каждого выполненного задания отмечается количество баллов, которым оценено это задание. На полях после решения последнего задания записывается сумма баллов за выполнение всех заданий, которые переводятся в соответствующую отметку.
20.Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
21.В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учителем зачеркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими пишется правильный вариант.
22.Ошибки в содержании и речевые подчеркиваются в тексте волнистой линией.
23.Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:
-записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;
-в записях сохраняется красная строка;
-между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;
-для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;
-чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.
20.Для оценивания экзаменационной работы за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования целесообразно использовать следующую рейтинговую шкалу:
Номер
задания
|
Максимальное количество баллов за выполнение задания
|
Количество баллов, полученных учащимся
|
Отметка
по 10-балльной системе оценки результатов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2 – 4
|
2
|
3
|
3
|
5 – 7
|
3
|
4
|
4
|
8 – 12
|
4
|
5
|
5
|
13 – 18
|
5
|
6
|
6
|
19 – 25
|
6
|
7
|
7
|
26 – 33
|
7
|
8
|
8
|
34 – 42
|
8
|
9
|
9
|
43 – 52
|
9
|
10
|
10
|
53 – 55
|
10
|
21.При оценивании экзаменационных работ учитывается характер допущенных существенных и несущественных ошибок. Количество баллов за выполнение задания снижается на 10%, если в нем допущена несущественная ошибка. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.
22.В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы учащегося вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.
23.Экзаменационные работы учащихся за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования после проверки и выставления отметки в баллах подписывают председатель и три члена экзаменационной комиссии, а за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования — председатель и два члена экзаменационной комиссии.
Образец:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:
Старшыня экзаменацыйнай камісіі (подпіс) Т.М.Іванова
Члены экзаменацыйнай камісіі: (подпіс) В.І.Сарока
(подпіс) М.Ф.Фралова
или
Председатель экзаменационной
комиссии (подпись) Т.Н.Иванова
Члены экзаменационной
комиссии: (подпись) В.И.Сорока
(подпись) И.Ф.Петров
Подписи членов экзаменационных комиссий обязательно ставятся на той странице, где стоит отметка.
Если подписи не вмещаются – писать на полях, страницу не переворачивать.
24.Результаты оценивания письменных работ учащихся экзаменационная комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии.
25.Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене по математике в письменной форме, объявляются учащимся не позднее, чем за один день до проведения следующего экзамена.
26.Экзаменационные комиссии выставляют кроме экзаменационной отметки и итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной.
27.По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:
-на уровне экзаменационной, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
-на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;
-как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.
При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
28.Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, пересматривать не разрешается.
подробнее... / свернуть