Как распознать таланты ребенка? - Лунинская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как распознать таланты ребенка?

Таланты ребенка: как их распознать? 

     Каждый ребенок обязательно одарен в одной из вось­ми областей человеческой деятельности. Оценить пра­вильность родительского предположения о врожденных способностях ребенка может помочь тест-анкета, разра­ботанная учеными-психологами А.де Ханом и Г.Кафом и получившая распространение в США. Наиболее точные результаты получают при анкетировании детей 6—7 лет. 

     Инструкция. Читая высказывания, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак по восьми опи­санным талантам. Если какая-то характеристика особен­но подходит вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо — 4 балла и т. п. (но не ставьте оценку ниже 2-х баллов!). 

Технические способности:

  • интересуется самыми разнообразными механизма­ми и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппа­ратуру;
  • сам докапывается до причин неисправностей и кап­ризов механизмов или аппаратуры, любит загадоч­ные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригиналь­ные решения;
  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой техни­ческой литературой. 

Музыкальные способности:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стре­мится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение;
  • сочиняет собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкаль­ном инструменте. 

Способности к научной работе:

  • обладает явно выраженной способностью к понима­нию абстрактных понятий и обобщений;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысли или наблюдения, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на не­сколько лет, причем отдает предпочтение серьезной, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение при­чин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием соб­ственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и не остывает к работе, если его изобре­тение, проект не были поддержаны. 

Артистические способности:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чув­ства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у дру­гих, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроиз­вольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, при­чем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью показывает чьи-то привыч­ки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит красивую одежду и понимает ее значение. 

Незаурядный интеллект:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недо­сказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает много продуманных и оправданных ситуаци­ей вопросов;
  • любит читать книги, причем по собственной про­грамме, на несколько лет опережающей школьную;
  • обгоняет своих сверстников в учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  • гораздо лучше и шире своих сверстников информи­рован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства, рас­судителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожи­данное в жизни. 

Спортивные способности:

  • энергичен, все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрыва­ет в какой-нибудь спортивной игре;
  • непонятно, когда он успел научиться ловко управ­ляться с коньками, лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих сверстников развит физически, дви­жения скоординированы, двигается легко, пластич­но, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. 

Литературное дарование:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональ­ное состояние и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажей своих фантазий живо, инте­ресно;
  • любит писать рассказы, стихи, не боится начать пи­сать роман о собственной жизни. 

Художественные способности:

  • не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках отражает все разнообразие предме­тов, людей, животных, ситуаций, а не сосредотачива­ется на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, име­ющее прикладное значение, — украшение для дома, одежды и т.п.;
  • не боится высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попро­бовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. 

Обработка результатов. Суммируйте баллы отдель­но по каждому из восьми талантов. Полученную сумму разделите на число признаков таланта (например, сум­му, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо разделить на 8). Теперь не­обходимо построить график уровня интересов вашего ребенка. Начертите оси координат. На горизонтальной оси расположите 8 делений (по числу талантов). На вертикальной оси нанесите через равное расстояние цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта поставьте точку. Соеди­нив точки, вы получите график, который поможет вам принять правильное решение, если вы захотите, чтобы ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на гра­фик, вы сможете оценить перспективы малыша.