Таланты ребенка: как их распознать?
Каждый ребенок обязательно одарен в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность родительского предположения о врожденных способностях ребенка может помочь тест-анкета, разработанная учеными-психологами А.де Ханом и Г.Кафом и получившая распространение в США. Наиболее точные результаты получают при анкетировании детей 6—7 лет.
Инструкция. Читая высказывания, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак по восьми описанным талантам. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо — 4 балла и т. п. (но не ставьте оценку ниже 2-х баллов!).
Технические способности:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам докапывается до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Музыкальные способности:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение;
- сочиняет собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Способности к научной работе:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщений;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысли или наблюдения, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение серьезной, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и не остывает к работе, если его изобретение, проект не были поддержаны.
Артистические способности:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей легкостью показывает чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит красивую одежду и понимает ее значение.
Незаурядный интеллект:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
- обгоняет своих сверстников в учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Спортивные способности:
- энергичен, все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- непонятно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками, лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих сверстников развит физически, движения скоординированы, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что он никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Литературное дарование:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
- изображает персонажей своих фантазий живо, интересно;
- любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не сосредотачивается на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение, — украшение для дома, одежды и т.п.;
- не боится высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Обработка результатов. Суммируйте баллы отдельно по каждому из восьми талантов. Полученную сумму разделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо разделить на 8). Теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребенка. Начертите оси координат. На горизонтальной оси расположите 8 делений (по числу талантов). На вертикальной оси нанесите через равное расстояние цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта поставьте точку. Соединив точки, вы получите график, который поможет вам принять правильное решение, если вы захотите, чтобы ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша.