Проект «Здоровая школа - здоровый класс»
«Я здоровый человек»
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.
Н.М.Амосов
Обоснование проекта
В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.
Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.
Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.
Перед учреждением стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды. Данный проект является пробным и будет реализован на базе ГУО «Лунинская ясли-сад-средняя школа». В данном проекте задействованы специалисты УЗ «ЦРБ», УЗ «РайЭЦГиЭ».
Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.
Цель проекта:
Формирование активного образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремление к физическому здоровью и физическому совершенству, как одной из предпосылок формирования духовно-нравственной и физически здоровой личности
Задачи:
-Формировать навыки здорового образа жизни.
-Наблюдение за физиологическим и психическим развитием уч-ся.
-Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма.
-Организация контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
-Контроль за организацией питания в школьной столовой.
-Активизация контактов с учреждениями здравоохранения.
-Организация спортивных соревнований, спортивных праздников, дней здоровья, походов, экскурсий.
Основные законодательные и нормативные документы по разработке и реализации проекта:
Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 20 июня 2008 года
№ 363-3
Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 14 декабря 2011
Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы»
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная постановлением постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июня 2015 года №82
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 года №9
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Педагогические принципы реализации проекта:
- Добровольность участия каждого учащегося.
- Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
- Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
- Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
- Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
- Сотворчество педагогов и детей.
- Максимальное развитие детской инициативы.
- Тесное взаимодействие с семьей
Наблюдение за физиологическим развитием обучающихся:
- Ведение листка здоровья.
- Ведение паспорта здоровья.
- Карта индивидуального здоровья на каждого ученика.
Систематическое медицинское обследование учащихся квалифицированной комиссией и своевременное сообщение результатов обследования родителям учащихся.
Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма:
- Проведение инструктажа и реализация рекомендаций по работе с учащимися со слабой нервной системой, с инертными детьми.
- Проведение физкультминуток на уроках.
- Проведение динамических перемен.
- Проведение минутки отдыха для глаз при напряженном ритме работы.
- Организация и проведение «Веселых переменок».
- Проведение профилактических бесед с учащимисяся
- Проведение обучающих занятий по безопасному поведению.
Санитарно-гигиеническое направление проекта
Питание:
завтраки, обеды, полдники
|
регулярно
|
Классный руководитель
|
Режим работы
|
2 раза в год
|
Администрация
|
Динамические перемены
|
регулярно
|
Учителя-предметники
|
Зарядка для глаз
|
регулярно на 2, 4 уроке
|
Учителя-предметники
|
Физкультурные минутки
|
на каждом уроке
|
Учителя-предметники
|
Освещение
|
регулярно
|
Учителя-предметники
|
Воздушный режим
|
регулярно
|
Учителя-предметники
|
Медицинские осмотры
|
1 раз в год
|
Медицинские работники
|
Влажная уборка
|
регулярно
|
Заведующие кабинетами
|
Активизация контактов с медучреждениями
- Медицинский осмотр учащихся
- Проведение бесед по профилактике инфекционных и простудных заболеваний.
Контроль за соблюдением СГН всех участников проекта
Время реализации проекта 2019-2020 учебный год
Субъекты:
1.Учащиеся
2.Учителя
3.Родители
4.Обслуживающий персонал
5.Сотрудники учреждений здравоохранения
Программам состоит из трех этапов:
- Подготовительный (разработка необходимой документации, создание методической базы)
- Деятельностный (реализация проекта)
- Аналитический (мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности определении актуальности дальнейшей работы)
Содержание по направлениям работы:
Совершенствование системы физического воспитания:
-Правильное распределение обучающихся на медицинские группы для занятия физической культурой;
-Организация процесса физического воспитания обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации;
-Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья;
-Организация динамических перемен и физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению деятельностной активности
Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации обучающихся:
-Приглашение работников здравоохранения на родительские собрания;
-Просветительская работа через Интернет-сайт учреждения
-Вовлечение родителей (законных представителей) в участие в спортивно-оздоровительных мероприятий
Проведение мониторинга здоровья обучающихся:
-Количество обучающихся в группе здоровья
-Количество учащихся с основными видами «школьной патологии»
-нарушение зрения
-расстройство опорно-двигательного аппарата
-эндокринные расстройства
-патология органов пищеварения
-Количество дней, пропущенных по болезни
-Оценка физической подготовленности обучающихся ( сентябрь 2019, январь 2020)
-Анкетирование учащихся и родителей класса;
-Отслеживание результатов участия учащихся в различных конкурсах и соревнованиях;
Контроль за выполнением программы
Контроль за выполнением программы осуществляют директор учреждения, заместители директора по учебной и воспитательной работе.
Ожидаемые результаты:
-Увеличится число учащихся, учителей, родителей (законных представителей), мотивированных на ведение здорового образа жизни.
-Окрепнет здоровье участников проекта.
-Школа станет центром содействия здоровью.
-Повысится уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности, увеличение числа обучающихся в спортивных секциях, объединениях по интересам
Качественные показатели
№
|
Критерии
|
Подсчёт результата
|
1
|
Количественный показатель: Участие в акциях и конкурсах
|
Отчёт класса
|
2
|
Количественный показатель: посещение спортивных секций
|
Информация из классного журнала
|
3
|
Качественный показатель: пропуски по болезни (простудные заболевания)
|
Информация из классного журнала
|
4
|
Качественный показатель: применение знаний о здоровом образе жизни (отсутствие вредных привычек, режим дня, закаливание и др.)
|
Число занимающихся, нарушений (прогулы, опоздания, курение и т.п.) Анкетирование.
|
Шаги реализации проекта
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные.
Социальные
партнеры.
|
|
Осуществлять наблюдения за физическим и нервно – психическим развитием детей
|
Постоянно
|
Медработник, педагог-психолог, учитель физической культуры и здоровья
|
|
Осуществлять углубленный медосмотр
|
В течение учебного года
|
Медработник
|
|
Разработать цикл лекций и методических рекомендаций по проблемам здоровья детей для учащихся и родителей
|
Сентябрь – октябрь 2019 г.
|
Классный руководитель
|
|
Семинар для учителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном и учебном процессе»
|
Март 2020
|
Администрация
|
|
Контролировать выполнение оздоровительных мероприятий: физкультминутки, уроки физкультуры, динамические паузы, спортсекции, объединения по интересам
|
Постоянно
|
Администрация,
педагоги
|
6
|
Родительские собрания по ЗОЖ
|
Согласно плану
|
Директор, классные
руководители, врач-валеолог УЗ «ЦРБ»
|
7
|
Принимать участие в научных, научно – практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей
|
По графику
|
ЗДВР, учителя
-предметники
|
8
|
Обеспечить условия для предупреждения травматизма через:
- Соблюдения техники безопасности при организации учебного процесса, свободного времени
|
Постоянно
|
Учителя трудового обучения, учитель
физической культуры и здоровья, учителя-предметники
|
9
|
Соблюдение санитарно – гигиенических норм согласно СанпПИНам (генеральные уборки, питьевой режим, витаминизированное питание, контроль за меню)
|
Постоянно
|
Администрация,
тех.работники
|
10
|
Контроль за тепловым режимом.
Пополнять УО необходимым медицинским и спортивным оборудованием
|
2019/2020 учебный год
|
Зам директора
по ХР
|
Девиз «Здоровье – это победа над собой!»
Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой