Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся - Лунинская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся

Проект «Здоровая школа - здоровый класс»

«Я здоровый человек»

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.

Н.М.Амосов

Обоснование проекта

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.

Перед учреждением стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды. Данный проект является пробным и будет реализован на базе ГУО «Лунинская ясли-сад-средняя школа». В данном проекте задействованы специалисты УЗ «ЦРБ», УЗ «РайЭЦГиЭ».

Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.

Цель проекта:

Формирование активного образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремление к физическому здоровью и физическому совершенству, как одной из предпосылок формирования духовно-нравственной и физически здоровой личности

Задачи:

-Формировать навыки здорового образа жизни.

-Наблюдение за физиологическим и психическим развитием уч-ся.

-Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма.

-Организация контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

-Контроль за организацией питания в школьной столовой.

-Активизация контактов с учреждениями здравоохранения.

-Организация спортивных соревнований, спортивных праздников, дней здоровья, походов, экскурсий.

Основные законодательные и нормативные документы по разработке и реализации проекта:

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 20 июня 2008 года

№ 363-3

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 14 декабря 2011

Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы»

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная постановлением постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июня 2015 года №82

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 года №9

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  • Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  • Уровень психологической помощи учащимся.
  • Состояние микроклимата в школе и дома.

Педагогические принципы реализации проекта:

  1. Добровольность участия каждого учащегося.
  2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
  3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
  4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
  6. Сотворчество педагогов и детей.
  7. Максимальное развитие детской инициативы.
  8. Тесное взаимодействие с семьей

Наблюдение за физиологическим развитием обучающихся:

  1. Ведение листка здоровья.
  2. Ведение паспорта здоровья.
  3. Карта индивидуального здоровья на каждого ученика.

Систематическое медицинское обследование учащихся квалифицированной комиссией и своевременное сообщение результатов обследования родителям учащихся.

Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма:

  1. Проведение инструктажа и реализация рекомендаций по работе с учащимися со слабой нервной системой, с инертными детьми.
  2. Проведение физкультминуток на уроках.
  3. Проведение динамических перемен.
  4. Проведение минутки отдыха для глаз при напряженном ритме работы.
  5. Организация и проведение «Веселых переменок».
  6. Проведение профилактических бесед с учащимисяся
  7. Проведение обучающих занятий по безопасному поведению.

Санитарно-гигиеническое направление проекта

Питание:

завтраки, обеды, полдники

 

регулярно

 

Классный руководитель

Режим работы

2 раза в год

Администрация

Динамические перемены

регулярно

Учителя-предметники

Зарядка для глаз

регулярно на 2, 4 уроке

Учителя-предметники

Физкультурные минутки

на каждом уроке

Учителя-предметники

Освещение

регулярно

Учителя-предметники

Воздушный режим

регулярно

Учителя-предметники

Медицинские осмотры

1 раз в год

Медицинские работники

Влажная уборка

регулярно

Заведующие кабинетами

Активизация контактов с медучреждениями

  1. Медицинский осмотр учащихся
  2. Проведение бесед по профилактике инфекционных и простудных заболеваний.

Контроль за соблюдением СГН всех участников проекта

Время реализации проекта 2019-2020 учебный год

Субъекты:

1.Учащиеся

2.Учителя

3.Родители

4.Обслуживающий персонал

5.Сотрудники учреждений здравоохранения

Программам состоит из трех этапов:

  • Подготовительный (разработка необходимой документации, создание методической базы)
  • Деятельностный (реализация проекта)
  • Аналитический (мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности определении актуальности дальнейшей работы)

Содержание по направлениям работы:

Совершенствование системы физического воспитания:

-Правильное распределение обучающихся на медицинские группы для занятия физической культурой;

-Организация процесса физического воспитания обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации;

-Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья;

-Организация динамических перемен и физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению деятельностной активности

Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации обучающихся:

-Приглашение работников здравоохранения на родительские собрания;

-Просветительская работа через Интернет-сайт учреждения

-Вовлечение родителей (законных представителей) в участие в спортивно-оздоровительных мероприятий

Проведение мониторинга здоровья обучающихся:

-Количество обучающихся в группе здоровья

-Количество учащихся с основными видами «школьной патологии»

-нарушение зрения

-расстройство опорно-двигательного аппарата

-эндокринные расстройства

-патология органов пищеварения

-Количество дней, пропущенных по болезни

-Оценка физической подготовленности обучающихся ( сентябрь 2019, январь 2020)

-Анкетирование учащихся и родителей класса;

-Отслеживание результатов участия учащихся в различных конкурсах и соревнованиях;

Контроль за выполнением программы

Контроль за выполнением программы осуществляют директор учреждения, заместители директора по учебной и воспитательной работе.

Ожидаемые результаты:

-Увеличится число учащихся, учителей, родителей (законных представителей), мотивированных на ведение здорового образа жизни.

-Окрепнет здоровье участников проекта.

-Школа станет центром содействия здоровью.

-Повысится уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности, увеличение числа обучающихся в спортивных секциях, объединениях по интересам

Качественные показатели

Критерии

Подсчёт результата

1

Количественный показатель: Участие в акциях и конкурсах

Отчёт класса

2

Количественный показатель: посещение спортивных секций

Информация из классного журнала

3

Качественный показатель: пропуски по болезни (простудные заболевания)

Информация из классного журнала

4

Качественный показатель: применение знаний о здоровом образе жизни (отсутствие вредных привычек, режим дня, закаливание и др.)

Число занимающихся, нарушений (прогулы, опоздания, курение и т.п.) Анкетирование.

Шаги реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные.

Социальные

партнеры.

Осуществлять наблюдения за физическим и нервно – психическим развитием детей

Постоянно

Медработник, педагог-психолог, учитель физической культуры и здоровья

Осуществлять углубленный медосмотр

В течение учебного года

Медработник

Разработать цикл лекций и методических рекомендаций по проблемам здоровья детей для учащихся и родителей

Сентябрь – октябрь 2019 г.

Классный руководитель

Семинар для учителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном и учебном процессе»

Март 2020

Администрация

Контролировать выполнение оздоровительных мероприятий: физкультминутки, уроки физкультуры, динамические паузы, спортсекции, объединения по интересам

Постоянно

Администрация,

педагоги

6

Родительские собрания по ЗОЖ

Согласно плану

Директор, классные

руководители, врач-валеолог   УЗ «ЦРБ»

7

Принимать участие в научных, научно – практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

По графику

ЗДВР, учителя

-предметники

8

Обеспечить условия для предупреждения травматизма через:

  • Соблюдения техники безопасности при организации учебного процесса, свободного времени

Постоянно

Учителя трудового обучения, учитель

физической культуры и здоровья, учителя-предметники

9

Соблюдение санитарно – гигиенических норм согласно СанпПИНам (генеральные уборки, питьевой режим, витаминизированное питание, контроль за меню)

Постоянно

Администрация,

тех.работники

10

Контроль за тепловым режимом.

Пополнять УО необходимым медицинским и спортивным оборудованием

2019/2020 учебный год

Зам директора

по ХР

Девиз «Здоровье – это победа над собой!»

Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой