Насилие и его формы
В последние десятилетия разрушился миф о том, что дети - это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Следствием этого убеждения стало распространение представления о том, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью, а не с тем зависимым от взрослых положением в обществе, которое дети занимали ранее и занимают в настоящее время.
Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.
Когда говорят о насилии по отношению к детям, часто употребляют термин «жестокое обращение с детьми». Жестокое обращение с детьми - «это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка».
Насилие трактуется как «физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности».
Нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение»; существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы: злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками - преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями
Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:
- медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей. Предположение, что родители, жестоко обращающиеся с детьми, больны и требуют лечения, не подтвердилось.
Исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственной факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению. Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого воспроизводство ролевых моделей родителей, с которыми ребенок сталкивался в детстве. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в этом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приводит (когда ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его насильно в определенные рамки. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопление таки переживаний в определенных условиях может приводить к мало контролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка,
- социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком: К ним относятся культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания и тому подобные общественные представления, с одной стороны, и социально-экономические проблемы: бедность, безработица или внезапная потеря работы, скученность, социальная изоляция, приводящие к нарастанию эмоционального напряжения и неудовлетворенности собой, окружающими, жизнью вообще, с другой.
- ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде: особенностям (поведения) ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье и т.п.
Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:
- факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом: семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерно систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.
Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей как правило не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетность: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители как правило оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь,
- неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое, может негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним,
- семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае, если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.
В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей. Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению и насилию, как помочь ему? Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и подростками и пренебрежения их интересами:
- физическое;
- сексуальное (развращение);
- психическое (эмоциональное, психологическое) насилие;
- пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических травм и различных телесных повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание, которые причиняют ущерб здоровью, нарушают его развитие или лишают его жизни. Эти действия могут осуществляться в форме:
- избиения;
- истязания;
- сотрясения;
- в виде ударов, пощечин;
- прижигания горячими предметами, жидкостями или зажженными сигаретами;
- в виде укусов;
- использования самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
Физическое насилие над детьми и подростками включает также вовлечение последних в употребление наркотиков, алкоголя, психоактивных веществ, дачу им отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, а также попытки удушения или утопления ребенка.
Жестокость и интенсивность насильственного поведения всегда следует оценивать в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком. Следует заметить, что существует мнение о том, что чем сильнее выражены внешние проявления физического насилия, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Однако, следует сделать оговорку, что это не совсем так, поскольку дети и подростки существенно отличаются друг от друга и взрослых своими психологическими особенностями и характеристиками. Необходимо четко осознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение или истязание, которое всегда сопровождается словесными оскорблениями ребенка и приводит еще и к психической травме.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и подростка и характеру нанесенных ему травм. Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития;
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, проявления контактного дерматита и других видов сыпи).
Основные типы травм:
- на теле - кровоизлияния, ссадины, раны, кровоизлияния в глазные яблоки, следы от прижигания горячими предметами и жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем, укусов; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
- на голове - участки алопеции, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Сексуальное насилие или развращение (совращение, злоупотребление) вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми или старшим ребенком (подростком) с целью получения последними удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды с применением физического, психического насилия или без него .
Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 - 4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основание считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;
- психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка;
- заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;
- предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;
- унижение человеческого достоинства ребенка;
- обвинение ребенка в том, в чем он не виноват;
- постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку;
- душевная жестокость;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
-запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку;
- гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов;
- однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
- задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита;
- беспомощность ребенка;
- абсолютная зависимость ребенка от взрослых.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования,
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая,
- отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов.
- вовлечение ребенка в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития [27, с. 68].
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:
- утомленный, сонный вид;
- гигиеническая запущенность;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
-выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей;
-частая заболеваемость;
- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
- повторные эпизоды случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод и/или жажда;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
- делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- мастурбация;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально.
Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.
Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками .
Несмотря на многообразие видов домашнего насилия, выделяется ряд факторов, характерных для всех типов жестокого обращения с детьми дошкольного возраста. Основными факторами, характерными для насилия в семье исследователи выделяют неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономической зависимостью жертвы. Кроме того, немалое влияние оказывает наличие внешних стрессов, например, тяжелое экономическое положение, неудовлетворительные жилищные условия. Как фактор имеют значение личностные характеристики лица, совершающего насилие по отношению к малолетнему ребенку, например индивидуальная психопатия или неадекватные навыки разрешения конфликтных ситуаций.
Следующий фактор - пережитое в детстве семейное насилие взрослых, который способствует переходу стилей агрессивного поведения от поколения к поколению.
Среди основных причин проявления актов насилия в семье по отношению к детям названы стрессы, бедность, патриархальные ценности, социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие навыков воспитания детей, развод и связанное с ним дифференцированное отцовство или материнство, большие семьи, а также ряд других проблем на индивидуальном, семейном и социальном уровне.
Как правило, дети, подверженные семейному насилию вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, им трудно найти свое место в обществе и у них зачастую проявляются склонности к криминалу, наркомании и суициду .
В современном обществе наблюдается тенденция к росту насилия в семье в отношении детей, что может быть связанно с такими факторами как патриархальный уклад семьи, традиционные и этнические субкультуры и ряда других факторов, таких как бедность, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие опыта воспитания детей у родителей, социальная изоляция и отсутствие социальной поддержи, падения уровня религиозности, наркомания и развод родителей.
К сожалению, отсутствие какой либо статистики по этой проблеме вовсе не означает ее отсутствие самой проблемы в иранском обществе, а наоборот показывает равнодушие и государства и общества к подобным социальным недугам. можно утверждать, что эта вопрос в российском обществе стоит также остро, как и в других странах.
Русскую пословицу "Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а вытянется вдоль - поздно учить" многие родители понимают буквально. Учить - значит пороть. Возможно, людей смущает упоминание о том, что ребенок лежит на лавке. Как можно учить лежащего на лавке? По попе его, по попе!
Наследственность. Меня били - и я своих детей бью. Очень распространенная причина - насилие порождает насилие. Обиду на родителей такие люди вымещают на своих детях. Или просто не представляют, что можно иначе. Когда им говоришь, что бить ребенка нельзя, они отвечают: «Нас били, и ничего, выросли не хуже других, а может, и лучше. Никто из нас не наркоман, не вор». Поэтому пожалейте уже сегодня будущих внучат - не бейте так нещадно своих отпрысков.
В своей работе я попытаюсь выявить основные факторы, способствующие семейному насилию, в особенности проявления насилия со стороны родителей по отношению, к ребенку, а также дать своё видение путей решения данной проблемы. Этой проблеме посвящен ряд исследований проведенных в разных странах.
В 2005 П. Бергер провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Бельский, основываясь на своих исследованиях, утверждает, что именно социальная изоляция родителей является основной причиной проявления агрессии и насилия над детьми. Причем под социальной изоляцией он понимает не отсутствие надлежащих связей с друзьями или соседями, а недоступность социальной поддержки со стороны официальных государственных институтов.
Иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми [16, c. 14]. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.
Таким образом, суммируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на рост насилия в семье по отношению к детям, являются: развод родителей, пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам, низкий уровень образования родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция семей. Среди детей выросших в таких семьях и подвергавшихся насилию распространены различного рода отклонения, они растут замкнутыми и неуверенными в себе и им трудно найти свое место в обществе, также среди них очень высок уровень преступности .