ЦЕЛИИЗАДАЧИРАБОТЫСОДАРЕННЫМИДЕТЬМИ.
Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий,способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах,эффективных при работе с одаренными детьми, через:
- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы,необходимой для самообразования,систематический обзор новых поступлений;
- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсувдением и обмешом опытом).
- Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей,имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
- обсуэедения критериев,позволяющих судить о наличии одаренности;
- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
- выявления мнения родителей о склонностях,области наибольшей успешности и круге интересов,об особенностях личностного развития их ребенка;
- периодического сбдра сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
- Подбор материалов и проведение специальных тестов,позволяющих определить наличие одаренности,в единстве с такими видами деятельности ка:
- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
- лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
- проведение различных внеурочных конкуров,олимпиад,позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:
- учителями, вюдящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной вклиненности,возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний,отрабатыващими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач; - наставником,который: + выполняет (функции научного руководителя,выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой,избранной самим учеником; + координирует индивидуальную работу всех лиц,заинтересованных в судьбе
одаренного учащегося;. + обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение; + осуществляет связь с родителямим одаренного учащегося. Наставниками могут стать учителя,психологи,студенты,родители или приглашенные для этой цели специалисты.
Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.
Для реализации второй цели необходимо решить следукще задачи:
- Отбор среди различных систем обучения тех методов,форм и приемов,которые способствуют развитию самостоятельности мышления,инициативности и творчества^ применение этих методов,форм и приемов с опорой на такие правила как:
+ соотнести количество предоставляемой информации и отборку умния её обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
+ минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий,а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые "открытые вопросы",чтобы понять,как учащиеся пришли к выводу,решению,оценке);
+ не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе,а внимательно и с интересом слушать,не оценивая ответы,лишь показывая,что принимаете их. (Такое поведение способствует тому,что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем,поскольку научный руководитель:
+ обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;
+ поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
+ создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
+ способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах,поощряя результативность в какой-либо области.
- Разработка гибких индивидуальньк программ обучения учащихся,чья одаренность в определенных областях уже выявлена,с учетом того,что:
+ целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной "флюсовости" в познании или дисбаланса в личностном развитии;
+ предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами,заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
+ инициативу разработки программы берет на себя психолог,наставник,классный руководитель,учитель-предметник,кто-либо из родителей или сам ученик и привлекает к участию в разработке программы лиц,заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
+ программа утверждается на педагогическом совете.
- Проявление уважения к индивидуальности ученика,что в частности,предполагает :
+ понимание особенностей развития одаренного учащегося;
+ составление программы личностного развития учащегося,способствующей формированию адекватного отношения к окружающей деятельности,уважения к себе,умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
+ создание ситуации продуктивного и эмоцтонально благоприятного взаимодействия с одноклассниками,способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
+ стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей -возведения ребенка на пьедестал,подчеркивания его особых прав,с одной стороны,а,с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со "звездностью";
+ освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того,что интеллектуально одаренный учащийся;
- не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется,не имеет развитого самоконтроля,не является
независимым и ответственным);
- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
- не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
- ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям,стремление быть лучшим сознательные усилия в учебе,положительное отношение к школе.
подробнее... / свернуть